Форма входа

Твори и действуй!

По разделам:

Разное [12]
Клуб драматургов ЦДА [2]
Смелодрама в прессе [2]

Поиск

Облако драматургии

Бегущие мысли

Интернет-порталы







Наш опрос

Просматриваете ли вы "БЛОГ" на сайте?
Всего ответов: 14

Статистика


Кто в зале: 1
Зрителей: 1
Смелодрамцев: 0
Воскресенье, 24.09.2017, 04:28
Вы вошли как Гость | Группа "Зрители"
Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Разное

Скрытый сюжет (Ольга Михайлова)

Ольга Михайлова

                                 СКРЫТЫЙ СЮЖЕТ

 

   15 апреля в театре DOC состоялась премьера спектакля «Синий Слесарь» по пьесе Михаила Дурненкова в постановке Михаила Угарова и Руслана Маликова.

«Синий Слесарь» - это пьеса о том, как герой - молодой человек с высшим образованием устраивается на завод слесарем, и, значит, первые дни его в новом коллективе. По-моему, так. Правильно.

                                 « Борисыч увидел бригаду

                                  Вроткомпот – говорит,

                                  И тут же…

                                  Ничего. Откачали».      

 Потом это пьеса о том, как герой - поэт обнаруживает, что человеческая фантазия никогда не переиграет реальную жизнь, и решает перестать сочинять, и просто жить этой реальной жизнью. Тоже правильно.

                                  «Знаю одно

                                  Перерыв и трава возле бокса

                                  Мятая с сонмом окурков –

                                  Вот что мне нужно для счастья».

  А еще это пьеса о том, как поэт, окунувшись в реальную жизнь, видит, что вся она и есть сплошная поэзия, и, не выдержав, снова начинает сочинять. Ему кажется, что он вступил в поэтический диалог с жизнью, к чему, в сущности, и стремятся поэты. Ну, не для людей же в самом деле стихи пишутся!

                                  «Чудесна страна Болгария

                                    Прибежище искр мириадов»

                                    Мне мастер сказал

                                    Давая болгарку…»           

  В финале оказывается, что жизни его сочинение не очень…  А он-то старался, сюжет выстраивал со смертью в конце. Высшим из искусств является трагедия, поэтому смерть в конце необходима, иначе, за что люди деньги платили? Только у жизни какой-то свой сюжет, не заканчивающийся смертью.  И герой не обижается, понимает, что жизнь всегда права.

   Оптимизм -  вот чем поражает эта пьеса. Счастье есть, его не может не быть. Кто сказал? Не помню. Но пьеса про это.

                                 «Солнце всех пыльных окошек

                                   Пьяный хожу я по боксу

                                   Всем улыбаюсь…

                                   Работать не буду!»

Синий Слесарь – это привидение, вроде отца Гамлета. Только у них привидение жалуется и помощи просит, а у нас наоборот – выполняет любые желания, правда, придется заплатить. Но всё по справедливости. Даже если два литра чистого спирта на проходной отобрали, и взять больше негде, а закуски наготовлено и душа горит, выход есть – позвать Синего Слесаря. Он обязательно явится и поможет. И всего-то за это документы потеряешь и жена уйдет, и то временно. Такое и без Синего Слесаря бывает.

                                  «Утро. Похмелье. Чернильная синь остановок.

                                    В автобусе свет такой яркий

                                    Что сразу же можно зашиться».

Собственно, это концерт. По жанру. Концерт в нескольких отделениях. Так автор свое сочинение определяет. Не тот автор, который автор пьесы, а тот, который герой.

 Но если честно, то на самом деле это философские диалоги, в поэтической форме обсуждающие проблему взаимоотношений фантазии и реальности. Возможно, автор солипсист. В смысле, считает, что никаких заводов с рабочими в природе нет (ну, правда, какая земля родит завод?), а есть писатель типа Венедикта Ерофеева, и он их сочинил.

  Впрочем, можно понять и строго наоборот. Никакой фантазии нет, а всё, что мы придумываем, уже существует в реальности. Иногда мы записываем с ошибками,  и тогда реальность может нам и по шее дать, то есть подредактировать.

   Единый поток жизни – вот про что эта пьеса. Не надо сидеть на берегу и бояться. Стоит только окунуться, и ты растворишься в нем, и будешь счастлив. Счастье есть, его не может не быть. Это я уже говорила. 

                                   «О подъемник случайно разбил себе бошку

                                     Сразу как будто живым

                                     Для меня стал подъемник

                                     Угандошил его монтировкой».

  Нет, сначала, разумеется, у героя-поэта амбиции: как это так, не я придумал, что «девочка-магнит живет в метро восемь лет» или «в ОВД Басманное ликвидирован гей-бордель». Могу добавить от себя: «разоблачена вековая мистификация католической церкви: Орлеанская дева оказалась египтянином».

   И вот герой видит хотя бы девочку-магнит, которая за восемь лет в метро превратилась без солнечного света в бледную женщину, и начинает сочинять её историю. Герой хорошо сочиняет, а жизнь лучше. Приходит он на работу, на свой почти уже родной завод, а девочка-магнит на проходной вахтером.

                                    «Болт в кармане нашли

                                      Вохровцы черти

                                      Если им верить то мир

                                     Лишь для болта существует»,

Ну и зачем сочинять? Лучше жить, и всё. Жить и радоваться.  «А мир пусть себе пишет за всех авторов вместе взятых». «Молдаванин по фамилии Бодю изнасиловал кошку на Красной площади». После этого разве покажется пошлостью «завести детей и считать, что это самое главное в жизни»? Я – автор (на этот раз автор рецензии) считаю, что это самое главное в жизни. Или, по-вашему, сочинить первый арабский мюзикл «Аллах – суперзвезда» важнее? Зачем во всем искать второй смысл, если мы и с первым не знаем, что делать?

   Кстати, это пьеса о заводских рабочих. Некоторых слов в пьесе я не понимаю, и звучат они для меня чистейшей поэзией: «калиброванные кондукторы», «грохотальный участок» или «рожковый ключ», который, оказывается, можно поместить «не туда».

Рабочие к тому же сочиняют хокку. В пьесе много образцов прекрасной индустриальной поэзии. Они хороши сами по себе, но еще лучше в общей ткани пьесы, стилистически крайне разнообразной. «Так шарикоподшибник, вынутый из обоймы, бывает хорош сам по себе, но в сочетании с другими приобретает новую, дополнительную прелесть».

                                      «До зарплаты, как до Пекина раком скакать

                                        Мне Мастер поведал

                                       Срочно менять президента».

Можно исповедовать любую философию, считать мир продуктом собственного сознания или, напротив, сознание полагать вторичным, главное, говоря словами автора (теперь автора пьесы) «естественно наблюдать красоту во всех проявлениях окружающего мира».

                                        «Несу заготовки в контейнер

                                          Блестят заготовки

                                          Теплые будто хлеба или сиськи

                                          Мягкие взгляду».

Собственно, это очень русская пьеса. В том смысле, что не западная. Никакого отчуждения. Коммуникация возможна. Вежливые – чужие. Грубые – свои.  В идеале, конечно, вежливые и свои. Пока для этого хокку. И чтобы стать ближе к людям, пара нецензурных слов. Не такая уж большая плата за близость, за выход из одиночества, за долой солипсизм. Счастье есть, его не может не быть. Ну, это вы и без меня знаете.

                                       «После работы слегка посидели с друзьями

                                         Там, где я жил, туда не пускают

                                         Я, как Алиса, устал удивляться…»

      Что касается спектакля – это хороший спектакль.  Хороший спектакль с моей точки зрения (автора других пьес) – это спектакль, который помогает понять смысл пьесы. Спектакль, в котором актеры произносят текст так, будто они сами придумали эти слова. Спектакль, в котором движения органичны, как в балете. Спектакль, в котором есть разом и смысл и удовольствие.

Помните, как кончается Набоковская «Лолита»? «Говорю я о турах и ангелах, о тайне прочных пигментов, о предсказании в сонете, о спасении в искусстве».

  Вот об этом новый спектакль в театре DOC.

Категория: Разное | Добавил: Администратор (13.12.2010)
Просмотров: 176 | Теги: Ольга Михайлова | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]