Писать пьесы об армии молодых научат в специальной лаборатории 2009-01-15 / Григорий Заславский - заведующий отделом культуры "Независимой газеты".
Полтора года назад, в сентябре 2007 года, был объявлен необычный конкурс. Впрочем, что тут необычного? Есть же премия ФСБ России в области литературы и журналистики, имеется и у МВД премия за лучшее произведение литературы и искусства, есть еще особенная такая премия «Щит и перо»... Почему бы не появиться конкурсу на написание пьесы о современной армии? Нормально. Ничего страшного. Объявил его академический Театр Российской армии, поддержало Главное управление воспитательной работы Министерства обороны. А в декабре подвели итоги.
В пьесе «Мотылек», которую играют у Петра Фоменко, с динамикой характеров все в порядке.
Фото с сайта www.fomenko.theatre.ru
Гран-при решили не присуждать, вторую премию и право постановки пьесы на сцене ЦАТРА получил драматург Василий Лоза и его комедия «Рядовой Каштанов энд сюрпрайз».
Из слов главного режиссера Театра Российской армии Бориса Морозова следует, что на конкурс прислали всего 45 пьес, из них 20 – «это уже устаревшие и невостребованные пьесы о Великой Отечественной войне, остальные – произведения на современную армейскую тематику, которые формально соответствовали условиям конкурса, но на самом деле не отличались ни оригинальностью сюжета, ни динамикой развития характеров. Актуальные проблемы нынешних российских солдат и офицеров в этих пьесах лишь обозначаются, но отнюдь не раскрываются. Диалоги героев написаны либо архаичным, казенным языком, либо, наоборот, чересчур развязным псевдоармейским сленгом». А если бы сленг был настоящим армейским? Что бы тогда сказали полковники и генералы из бывшего ГлавПУРа?.. Вот «Мотылек» Гладилина, который идет в «Мастерской Петра Фоменко», – это что? Про солдата, который из юноши превращается в девушку? Динамика развития характеров, по-моему, впечатляет... А «Аномалия» Галина, которая шла в «Современнике», про заброшенный гарнизон?
В общем, главная проблема, которую выявил конкурс, – отсутствие у нас театральной школы военной драматургии. И ее уже, можно сказать, решили: весной при Театре Российской армии начнет работать специальная Лаборатория армейских драматургов. Руководить ею будет Сергей Коковкин, замечательный человек, известный и как драматург, и как режиссер. Он, это известно, окончил Нахимовское училище, но больше известны его пьесы о Льве Толстом, чем об армии.
Но молодым, которые попадут в эту лабораторию, обещают и работу бок о бок с режиссерами и актерами ЦАТРА, и поездки с ними на гастроли в воинские части, чтобы «поближе узнать реалии военной жизни». Узнать реалии военной жизни на гастролях? Неожиданный поворот. Лично я в такую возможность не верю. Как написал однажды поэт Роберт Рождественский: «...Если бы об армии только по парадам судили». Так и с гастролями. Праздничная встреча, торжественный обед... Обнялись и – до свиданья...
Правду не расскажешь, а неправда – и самому театру не нужна. Ведь Морозов искренен, когда говорит, что его привлекают «и увлекательная интрига, и живой разговорный язык, и реалистичность ситуаций», да так, чтобы все это – «без всякого ненужного пафоса, поучительных сентенций и популистских разговоров». Всё это, по его словам, нашлось пока только в пьесе про рядового Каштанова, которую обещают поставить в следующем, 2010 году (долго ждать, по-моему). К тому времени, бог даст, подучатся и участники лаборатории. Ну а что? Существует же Студия военных художников имени Грекова. Будет теперь еще Лаборатория военных драматургов. Тема-то специфическая, не всякий подступится, не любой справится.
Источник: http://www.ng.ru/culture/2009-01-15/8_army.html |